Exter Alexandra (1882 - 1949)

А. А. Экстер родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А.А.Григоровича. В 1901 г. поступила в Киевское художественное училище. В 1903 г., вышла замуж за адвоката Н. Е. Экстера и устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства.
В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". Там же она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.
С 1908 по 1914 год Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Италии и Швейцарии. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909-10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1912), "№ 4" в Москве (1914), "Футуристы Лучистый Примитив" в Москве (1914) вместе с М. Ларионовым и К. Зданевичем.
В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".
Выставлялась в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами", все 1910-х). Увлекшись футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях.
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К.С. Малевича. В это же время у нее проявила интерес к прикладным искусствам. Яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре - росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета.
В 1918г. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И.И. Нивинский, И. М. Рабинович и др.
В 1920-х гг. принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой.
В 1924 г. оформляла советский павильона на XIV Международной выставке в Венеции,. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль.
В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. 
Умерла Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949.На могиле ее был установлен памятник, который она спроектировала для могилы мужа, умершего в 1945 году. Все наследие и архив Экстер завещала своему другу и ученику Симону Лиссиму.