Annenkov Yury (George) (1889 – 1974) 

АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889, Петропавловск-Камчатский — 1974, Париж), русский график и живописец, художник театра и кино. Сын народовольца П.С. Анненкова который был арестован в 1881 году в связи с убийством Александра II . Непосредственного участия в покушении он не принимал и был приговорен к каторжным работам, затем жил на поселении в Петропавловске-Камчатском, куда приехала к нему жена и где родился будущий художник.

В 1894 году семья Анненковых переезжает в Петербург. Юрий учился в 12-й Петербургской казённой гимназии, из которой был исключён за рисование политических карикатур. В 1906 году он начал обучение в частной гимназии Столбцова.

Посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908–1910); занимался также в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909–1911) и парижских мастерских М.Дени и Ф.Валлотона.

С 1913 – в Петербурге работал в журналах «Сатирикон», «Театр и искусство», «Лукоморье» и других изданиях. Занимался живописью (Адам и Ева, 1913, Третьяковская галерея, Москва). Вошел в число видных деятелей нового русского театра – в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н.Н.Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова Театр для себя, 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли (Гимн освобожденному труду и Взятие Зимнего дворца; оба – 1920). Опубликовал статьи Ритмические декорации (1919) и Театр до конца (1921), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, – и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле Газ Г.Кайзера, 1922; и Бунт машин А.Н.Толстого, 1924).
Созал серию портретов литераторов и художников. В 1917–1922 году зарисовал с натуры А.Ф.Керенского, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева и ряд других политических деятелей. 

В 1924 выехал в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж.Баланчиным, Н.Ф.Балиевым, Ф.Ф.Комиссаржевским, С.М.Лифарем, Л.Ф.Мясиным, Б.Ф.Нижинской, М.А.Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941–1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А.Оцепа, Кристиан-Жака, М.Офюльса, Р.Сьодмака. За фильм Мадам де… Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А.Модильяни – Монпарнас, 19 Ж.Беккера (1957). В 1945–1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый сад Г.Хильперта по А.П.Чехову, 1959, и др.).

Как писатель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом «Б.Темирязев») Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера – Л., 1991), – пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.
 

  Costume design as self-portrait of G. Annenkov. Mixed media on paper, size: 56 x 37 cm. Signed.

Costume design as self-portrait of G. Annenkov. Mixed media on paper, size: 56 x 37 cm. Signed.

  Costume design. Mixed media on paper, size: 37 x 27 cm.

Costume design. Mixed media on paper, size: 37 x 27 cm.

Russian painter, draughtsman and stage designer. (b Petropavlovsk - Kamchatsky, 23 July 1889; d Paris, 18 July 1974). He studied at the University of St Petersburg (later Petrograd) in 1908 and in the private studio of Savely Zeidenberg (1862–1924). He visited Paris (1911-1913) and worked in the studios of M.Denis and F.Vallotone. After return to Russia (1913) he joined the Avant-garde movement. Fascinated with the folk lubok (1910s), he later created collages (1915), after that turned to cubism. From 1913 he participated in exhibitions including World of Art, Union of Youth, Berlin 1922 and others. Member of the Union of Youth, the World of Art (1922), OST (1923). Annenkov worked together with Nikolai Kulbin illustrating “Theatre for Myself” by N.Evreinov (Petrograd, 1911-1916) and a cover for “Love Performance” (Petrograd, 1916). Worked for journals “Satiricon”, “Theatre and Art”, “Otechestvo” (Fatherland), and for theatres. Created set designs for “Homo Sapiens” by N.Evreinov at theatre “The Curved Mirror’, worked for A.Kugel theatre, Maly and Bolshoy Drama Theatres (Petrograd), the Free Comedy (1920), MKhT (Little Art Theatre, Moscow). In the Soviet period made innovatory stages “Gaz” by G.Keiser (1920) and “The Mutiny of the Mashines” by A.Tolstoy (1924). The artist took part in decorative design for May 1st 1918 and other mass shows. He has taught at the GSKhM (State Free Art Workshops). Yuri Annenkov created his own style of graphical portraits, published the books “Portraits” (with text by Y.Zamiatin, M.Kuzmin, M.Babenchikov, Petrograd, 1922) and “17 Portraits” (Paris,1926). He illustrated books and took part in organizing the publish-house “Segodnia” (Today) in Petrograd. The artist wrote and published “The Journal of My Meetings” (New York, 1966).

Book: Luc Durtain "Crime a San-Francisko" with original lithographes by George Annenkoff (Annenkov)