Paris School

“Эмиграция явилась не только личной бедой изгнанников, но и спасением
русской культуры, русского духа. Без эмиграции в
духовной и творческой жизни России
оборвалась бы связь времен.”
— Р.Герра

Russian Artists in Paris School

Feder Adolphe (1885 - 1943)On the boulevard, Paris Oil on canvas 72 x 59 cm Signed

Feder Adolphe (1885 - 1943)

On the boulevard, Paris
Oil on canvas
72 x 59 cm
Signed

At the beginning of the 1920s the Russian artist Vassily Shukhaev arrived in France. In a letter to his teacher Kardovsky in Leningrad he wrote:

" I am amazed by energy of Russians abroad. They work so hard. There are so many varying kinds of shows here by comparison with pre-war times. The whole of old Russia didn’t do nearly as much as our Russians abroad are doing now.”

It was not only famous names like Larionov and Gontcharova, Chagall and Alexander Benois. Many of the names are almost forgotten in Russia: Andrei Lanskoy, Kostia Terechkovich, Maria Vassilieva, Alexander Yakovlev, Vera Landchevsky, Rimma and Leonid Brailovsky, the Berman brothers, Serge Sharshun, Leon Zack, Pavel Chelichev, Pavel Shmarov, Serge Ferat (Sergei Yastrebtsov), Jean Peske (Ivan Peskevich), Nadia Benois, Serge Ivanoff, Osip Zadkin and hundreds more.

All of them were well known in the West. They took part in the Paris “Salons”, they designed for Diaghilev’s “Ballet Russe” and the “Ballet Russe de Monte Carlo” and they illustrated the classics, both Russian and Western.

 

Georgii Pozhedaev was the designer for most of films made by the great film director Abel Gans. Yuri Annenkov received an Oscar nomination for his costumes for the 1953 Max Ophuls film Earrings of Madame de...

In Paris there were several groups of Russian artists; hundreds of exhibitions were held. In the years 1918-28 there were approximately 200 Russian publishing houses registered in Europe, with Russian artists working in every one of them. It was a continent of Russian culture, a kind of Atlantis. In the West many books have been written about these artists, who occupy places of honour in the museums of Paris, London and New York, but Russian art historians and museum curators are only just beginning to rediscover them.

It is these forgotten Russian artists in the École de Paris who are the heroes of our collection.

Alexander Shlepyanov. London 2011.

Yakovlev Alexander (1887 - 1938)

Kara Khodja, Gobi desert
Oil on canvas on board. Size: 28.5 x 70 cm. Signed and dated 1931.

Pinchus Kremegne (1890 - 1981)Nue (1934)Oil on canvas

Pinchus Kremegne (1890 - 1981)

Nue (1934)

Oil on canvas

Signed

Abraham Minchine (1898 - 1931)Pink houseOil on canvas, signed

Abraham Minchine (1898 - 1931)

Pink house

Oil on canvas, signed

 
 

Русские художники "Парижской школы"

 

Меня поражает за границей энергия русских. Сколько работают. Какое большое количество различных выступлений по сравнению с довоенным временем. Вся Россия старая не делала того, что делают сейчас русские за границей
Rockline Vera (1896-1934)Young woman with a fun Oil on canvas 91 x 77 cm Signed

Rockline Vera (1896-1934)

Young woman with a fun
Oil on canvas
91 x 77 cm
Signed

Это были не только известные имена, такие, как Ларионов и Гончарова, Шагал, Александр Бенуа, но и множество имен, почти совсем забытых на Родине: Андрей Ланской, Костя Терешкович, Мария Васильева, Александр Яковлев, Ландшевская, Римма и Леонид Браиловские, братья Берманы, Серж Шаршун, Леон Зак, Павел Челищев, Шмаров, Серж Фера (Сергей Ястребцов), Жан Песке (Иван Пескевич), Надя Бенуа, Серж Иванов, Осип Цадкин – десятки, сотни имен.

Между тем эти художники были более чем известны на Западе – они участвовали во всех главных парижских Салонах, оформляли знаменитые Дягилевские балеты и русские балеты Монте-Карло, иллюстрировали западных и русских классиков.
Георгий Пожедаев оформил большую часть фильмов великого Абеля Ганса, а Юрий Анненков получил «Оскара» за костюмы к фильму Макса Офюльса. В Париже действовали несколько объединений русских художников, проходили сотни русских выставок. В Западной Европе с 18-го по 28-й год было зарегистрировано без малого 200 русских издательств – и в каждом из них работали русские художники. Так что это целый огромный континент русской культуры, своего рода Атлантида, которую наши искусствоведы и музейщики только начинают осваивать.

Сейчас эти художники занимают почетные места в музеях Парижа, Лондона, Нью-Йорка, о них написано множество книг. 

Именно эти ЗАБЫТЫЕ художники и стали основными героями нашего собрания. 
Несколько примеров: Евгений Густавович Берман почти совсем неизвестен в России. Но этот художник – не только классик Парижской Школы, но и один из самых знаменитых художников Америки. О нем написаны многие десятки книг (см. раздел «Каталоги»), он провел около ста выставок во Франции, Италии, в Соединенных Штатах. Он оформлял русские балеты Монте-Карло вместе с Матиссом и Дали (см. раздел «Театральные постановки»).

Chapiro Jacques (1887 - 1972) Portrait of a Woman (circa 1940) Oil on canvas 55 x 46 cm

Chapiro Jacques (1887 - 1972) 

Portrait of a Woman (circa 1940)
Oil on canvas
55 x 46 cm

Серж Фера (Сергей Николаевич Ястребцов) В 1913 г. С. Фера и его кузина баронесса Д'Эттинген становятся владельцами журнала “Les Soirees de Paris” ("Парижские вечера"). Литературную часть этого престижного журнала взял на себя Гийом Аполлинер, а Фера возглавил направление по искусству под псевдонимом Jean Cérusse («Эти Русские...»). 
Ателье Сержа Фера в редакции журнала стало местом встречи писателей, критиков искусства и художников-авангардистов, среди которых были Блез Сандрар, Фернан Леже, Шагал, Пикассо, Модильяни, Соня Делонэ, Леопольд Сюрваж и др. Журнал "Парижские вечера" сыграл решающую роль в распространении кубизма в Европе, он издавался до начала Первой Мировой Войны. Работы Сержа Фера находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду, Парижском Музее Современного Искусства, а также представлены в других крупнейших музеях мира.

Наконец, едва ли не самый яркий пример – Мария Васильева, тоже очень мало известная в России. Мария Ивановна Васильева родилась в Смоленске. В 1905 году поехала учиться в Париж на стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С 1909 года выставляла живопись в Осеннем Салоне, Салоне Независимых. В 1910 году стала одним из организаторов Русского литературно-художественного общества в Париже и старостой Русской Художественной Академии на авеню du Maine 21.

В начале 1912 основала в собственной мастерской “Свободную Академию” или “Академию Марии Васильевой”, которая была студией, действующей по принципу свободной работы без преподавания. 

В мастерской Васильевой на авеню дю Мэн в эпоху расцвета художественного Монпарнасса бывали Пикассо, Брак, Модильяни, Сутин, Цадкин, Макс Жакоб и Матисс, чьей ученицей была Васильева. Фернан Леже дважды выступал в Русской академии с докладами "о современном искусстве". Знаменитый русский коллекционер живописи Щукин начал покупать работы Матисса после того, как Васильева написала о нем статью в журнале "Золотое руно". Щукин заказал Матиссу несколько картин для своего московского дома, одна из них - "Танец"- находится сегодня в Эрмитаже.

Наибольшую известность сегодня имеют портреты, выполненные Марией Васильевой, в частности ее друзей художников и поэтов, Модильяни и Жана Кокто, - участников шумных вечеринок в ее студии 1910-20 гг.

Сегодня в ее мастерской – Музей Монпарнасса, один из самых очаровательных музеев Парижа.

Впрочем, соперничать с ним может и Музей Осипа Цадкина – другого выходца из России...
Это ряд можно продолжать без конца, каждый из художников в этом собрании - это полная драматизма история выживания талантливых русских людей в тревожном веке революций, гражданских и мировых войн. Эти люди принесли с собой великие традиции русского искусства и существенно обогатили своим присутствием мировое искусство.

А, И, Шлепянов, Лондон 2011.

 
Charchoune Serge (1888-1975)Barracks, 1951 Oil on canvas 73 x 102 cm, signed

Charchoune Serge (1888-1975)

Barracks, 1951
Oil on canvas
73 x 102 cm, signed

 
Dan Korkelia