Benois Alexandre (1870 - 1960)

 Petrouchka, the Bear Showman, Gouache, signed lower right. Gouache on paper, size: 33 x 25 cm  Alexandre Benois

Petrouchka, the Bear Showman, Gouache, signed lower right. Gouache on paper, size: 33 x 25 cm

Alexandre Benois

Alexandre Nikolayevich Benois (May 4, 1870, St. Petersburg–February 9, 1960, Paris) was a prominent member of the artistic intellectual Benois family, an influential early twentieth-century art critic, and founding member of Mir iskusstva. His influence on the modern ballet and stage design is considered seminal.

Alexandre's father Nicholas Benois and brother Leon Benois were noted Russian architects. Alexandre didn't plan to devote his life to art and graduated from the Faculty of Law, St. Petersburg University in 1894. Three years later, while in Versailles, he painted a series of watercolors depicting Last Promenades of Louis XIV. When exhibited by Pavel Tretyakov in 1897, they brought him to attention of Sergei Diaghilev and Leon Bakst. Together they founded the art magazine and movement Mir iskusstva which aimed at promoting the Aesthetic Movement and Art Nouveau in Russia.

During the first decade of the new century, Benois continued to edit Mir iskusstva but also pursued his scholarly interests. He prepared and printed several monographs on the 19th-century Russian art and Tsarskoye Selo. From 1918 to 1926, he ran the gallery of Old Masters in the Hermitage Museum, to which he secured his brother's heirloom—Leonardo's Madonna Benois. In 1903, he printed his illustrations to Pushkin's Bronze Horseman which have since been recognized as one of the landmarks in the genre.
In 1901, Benois was appointed scenic director of the Mariinsky Theatre. Since then, he devoted most of his time to stage design and decor. Les Sylphides (1909), Giselle (1910), and Petrushka (1911) are counted among his greatest triumphs. Although he worked primarily with Diaghilev for the Ballets Russes, he simultaneously collaborated with the Moscow Art Theatre and other notable theatres of Europe. His Memoirs were published in two volumes in 1955. The Russian artists Eugene Lanceray and Zinaida Serebriakova were his nephew and niece, and the British actor Sir Peter Ustinov was his grand nephew.

Бенуа Александр Николаевич (1870, Петербург, — 1960, Париж), русский художник, историк искусства, художественный критик родился в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камилы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Некоторое время учился в Академии Художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1893 г. написал главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, вышедшего в 1894 г., заявил о себе как талантливый искусствовед.

В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», которая принесла ему известность как художнику и знакомство с С. Дягилевым и Л. Бакстом. Совместно они создали объединение “Мир искусства” и одноименный журнал.  
Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: «Франция эпохи «короля-солнца» и «Петербург XVIII – начала XIX в.». К ним он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах, либо во Франции, где Бенуа часто и подолгу бывал, в Версале. Эти же темы господствовали и в его театральных и книжных работах, которым художник, как и большинство «мирискусников», уделял много внимания.

Бенуа создал иллюстрации к «Пиковой даме» (1899, 1911) и «Медному всаднику» (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905). Театральная деятельность Бенуа началась в 1902 г. с оформления оперы Р. Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Для балета «Павильон Армиды» (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто. В дальнейшем, увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа «Русские сезоны», начавшая в 1909 г. свои выступления в Париже. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей.

К балету И. Стравинского “Петрушка” (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Некоторое время вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Бенуа руководил Московским Художественным театром.

В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, где, главным образом, работал в театре — сначала в парижской «Гранд-опера», а после Второй мировой войны — в «Ла Скала» в Милане.

С 1934 г. писал книгу мемуаров «Мои воспоминания» два тома которой были опубликованы в 1955 году. . Умер 9 февраля 1960 г. в Париже.